Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 15
г. Иркутск
  • Профилактика распространения деструктивной идеологии в молодежной среде

    Автор: Админ
    Деструктивная идеология — это идеология (теория, система взглядов, норм, ценностей и методов распространения их в обществе, отражающая интересы определенной социальной группы), способствующая разрушению, ослаблению или затрудняющая формирование тех общественных отношений, которые объективно необходимы в данных исторических условиях развития общества. Как, известно, молодежь наиболее остро воспринимает окружающую действительность и в силу этого является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под воздействием общественно-экономических и иных факторов, в наибольшей степени способных оказывать деструктивное влияние на сознание и поведение людей в обществе, в молодежной среде довольно легко формируются радикальные взгляды и убеждения. Это способствует тому, что молодые граждане пополняют ряды деструктивных, экстремистских и криминальных организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих интересах.
    Профилактика распространения деструктивной идеологии в молодежной среде.

    Деструктивная идеология — это идеология (теория, система взглядов, норм, ценностей и методов распространения их в обществе, отражающая интересы определенной социальной группы), способствующая разрушению, ослаблению или затрудняющая формирование тех общественных отношений, которые объективно необходимы в данных исторических условиях развития общества.

    Как, известно, молодежь наиболее остро воспринимает окружающую действительность и в силу этого является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под воздействием общественно-экономических и иных факторов, в наибольшей степени способных оказывать деструктивное влияние на сознание и поведение людей в обществе, в молодежной среде довольно легко формируются радикальные взгляды и убеждения. Это способствует тому, что молодые граждане пополняют ряды деструктивных, экстремистских и криминальных организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих интересах.

    Факторы риска возникновения деструктивной идеологии в молодежной среде:

    1) деформация семейных отношений;

    2) недостатки в учебно - воспитательной работе образовательных учреждений и организаций;

    3) нарушение позитивного взаимодействия подростков и молодежи в социуме, в связи с этим появление различных форм дезориентации и девиации, отсутствие у несовершеннолетних твердых нравственных взглядов и убеждений;

    4) перенос общественно - организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу виртуального общения, которое носит свободный поисковый характер, что порождает неформальный, неорганизованный асоциальный характер деятельности и отношений;

    5) постепенной отчуждение подростков и молодежи от привычных социально полезных групп (семьи, класса, студенческой группы и др.);

    6) пропаганда ценностей, чуждых общепринятому культурному и ментальному коду российского общества.

    Основные причины популярности деструктивной идеологии среди несовершеннолетних:

    1) Зрелищность и «смелость» деструктивного контента. Ввиду переизбытка производимого и распространяемого контента в социальных сетях и видеохостингах пользователь начинает поиск более уникальных, отличительных и редких кадров мнений, юмора и т. д. И здесь как раз и таится опасность, потому что контент, публикуемый распространителями радикальных взглядов и деструктивных идеологий, априори более интересен, чем любой другой контент, по причине своей уникальности, которая заключается в его «смелости», запретности, милитаризации, вседозволенности и жесткой критике устоявшихся общественных норм. Начиная потреблять данный контент, молодой человек начинает рассматривать деструктивную информацию как нечто привычное и нормальное.

    2) Влияние современной поп - культуры, в частности кинофильмов, где антигерои проповедают и разделяют анархические идеи, в пример можно привести титана Таноса из Киновселенной «Marvel», Джокера из Киновселенной «DC», Александра Белова (Саша Белый) из киносериала «Бригада» и др. Такого рода произведения оправдывают анархические действия главных героев, после чего зрителя охватывает чувство несправедливости и желание радикальных изменений в общественных устоях. Поэтому, когда радикальный «проповедник» рассказывает о «правильности совершаемого ими действия», молодой человек заведомо начинает импонировать отрицательному герою, потому что в подсознании уже может быть заложена соответствующая «установка» защитника угнетенных.

    3) Социальная несправедливость. Ввиду освещения ряда экономических, социальных проблем и коррупции молодыми людьми ощущается дискриминация со стороны более состоятельных представителей общества. Нежелание трудиться или неудачи в учебе и карьере рассматриваются молодыми людьми как острая социальная несправедливость, и они начинают обвинять власть имущих, более успешных и богатых в своих бедах. Вследствие чего, как правило, молодой человек ищет отдушину в интернете и социальных сетях, где для него уже подготовлены тысячи гигабайтов «знаний» и общение с довольно интересными людьми, которые разделяют его взгляды, и для которых он является особенным и даже «избранным» на пути построения общества равных возможностей.

    Как показывает время, благородное стремление к справедливости являлось и продолжает являться благородной разменной монетой для двигателя различных неблагородных явлений, таких как революции и войны — особенно популярной среди максималистки настроенной молодежи.

    4) Маркетинг. Даже при совершенствовании моделирующих систем в социальных сетях и интернете, авторы деструктивного контента умудряются их обходить и даже рекламировать через таргетированную  рекламу (реклама с заданными характеристиками: интересы, пол, возраст, поведение, географическое положение). Обычно, фото и видео загружаются в «таргет» под видом «мирных» толкований, ответов на «интересные» и популярные вопросы. К сожалению, эта схема довольно действенна, так как если вы знакомы с таргетом, то вы знаете, что его довольно легко настроить, для воздействия именно на ту конкретную целевую аудиторию, которая вас интересует. Пройдя по ссылке, молодой человек, обнаружит группу или канал, с довольно интересным и зрелищным контентом. После ознакомления с которым, запустится процесс деструктивной идеологии с возможной последующей вербовкой.

    Инструменты пропаганды деструктивной идеологии среди несовершеннолетних.

    Своеобразной «питательной почвой» для распространения деструктивной идеологии в молодежной среде являются многочисленные молодежные неформальные объединения — молодежные субкультуры. Молодежная субкультура — это попытка адаптации молодежных групп внутри системы официальной базовой культуры общества, стремление очертить собственные представления о ценностных ориентирах, определяющих жизнь в социуме, и выразить свое независимое и отличительное мировоззрение. Следует отметить, что далеко не все субкультурные группы являются деструктивными. Достаточно большая часть несет в себе позитивное или нейтральное отношение к окружающей действительности. Однако в последнее время отмечается рост противоправных проявлений в поведении подростков и молодежи, увеличивается количество экстремистских действий, фиксируются факты организации радикальных организаций, распространение деструктивной идеологии.

    Группировки экстремистской направленности, деструктивные субкультуры представляют собой формы выражения ограниченными социальными образования своей культурной специфики, отличающейся от общепринятой в данном обществе; им присуще определенное  мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения в социуме. Главной задачей деструктивной, экстремистски ориентированной субкультуры является создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных моральных норм, принципов, идеалов, этических критериев в соответствии с собственными, принятыми только в данной среде представлениями.

    Характерные черты молодежных неформальных организаций и молодежных деструктивных группировок

    Молодежные неформальные организации

    Молодежные деструктивные группировки

    Основная атмосфера — игра, совместная позитивная деятельность.

    Основная стихия — митинг, протестные публичные акции.

    Наличие оппозиции «они» - «мы».

    Наличие общего значимого врага, деление человечества на две большие группы: «своих» и «чужих», на друзей и врагов (неважно, по какому принципу проводится это деление, оно всегда характеризует антигуманную идеологию).

    Конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира в уже существующем социальном пространстве.

    Деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом». Критическая, неконструктивная оценка существующей социальной реальности, противопоставление своих представлений реальному положению вещей, выражение осознаваемого в форме резкого конфликта между «истинным идеалом и ложной реальностью».

    Борьба за свое место среди «других».

    Борьба за победу над «другими».

    Открытость, диалог.

    Закрытость, противостояние. Нетерпимость к оппонентам, отрицание инакомыслия.

    Пассивно - оборонительная позиция.

    Агрессивно - наступательная позиция.

    Цель — изменение самого себя для нахождения своего места в обществе.

    Цель — изменение общества «под себя».

    Методы: свободное от навязывания распространение своих идей и принципов, в основе которого лежит демонстрация положительного общественно полезного опыта.

    Методы: принудительное распространение своихвзглядов и принципов; применение насилия по отношению к любым лицам, не разделяющим убеждения данной группы.

    Деструктивная субкультура с присущей ей идеологией заменяет собой общепринятые в обществе ценности и деформирует правосознание, пропагандируя привлекательность антисоциального образа жизни. Она базируется на дефектах правосознания: социально - правовом инфантилизме, правовом бескультурье, социально - правовом негативизме, цинизме и формируется в особой «философии» криминального образа жизни.

    Деструктивная субкультура наиболее привлекательна для определенной части молодежи по следующим причинам, во многом связанным с возрастными особенностями несовершеннолетних:

    1) наличие ярко выраженных, нестандартных возможностей для самоутверждения и компенсации неудачного жизненного опыта (например, при сложных взаимоотношениях с родителями и сверстниками);

    2) рискованность криминального образа жизни, наличие экстремальных ситуаций, позволяющих попробовать, испытать себя;

    3) отсутствие моральных ограничений, создающие иллюзорность свободы во всех ее проявлениях;

    4) ощущение собственной значимости за счет причисления себя к закрытому кругу (ощущение избранности);

    5) компенсация состояния возрастного одиночества, переживаемого несовершеннолетним.

    В подростково - молодежной среде деструктивная идеология имеет свои особенности, обусловленные спецификой молодежи как социальной группы. В стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых подросткам приходится преодолевать внутренние противоречия (застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм). Внешние противоречия возникают на стыке взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении на стыке взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями. Это не редко проявляется в дискриминации молодежи по возрастному признаку, в нарушении ее прав в разных сферах жизни. Молодые люди не могут не реагировать на подобное отношения к ним, нередко выбирая экстремальные формы защиты.

    Меняющаяся социальная реальность предлагает новые и наиболее эффективные способы продвижения информации, а стало быть, формы и способы распространения деструктивной идеологии.

    Одним из мощнейших инструментов пропаганды деструктивных, криминальных, экстремистских взглядов стала Глобальная сеть. Этому способствовала сама специфика сети интернет.

    1) Во первых, это простота и дешевизна доступа. Редко сегодня можно увидеть молодого человека без современных гаджетов, обеспечивающих ему доступ в виртуальное пространство.

    2) Во-вторых, это отсутствие ограничений потенциальной аудитории. Интернет-ресурсы аккумулируют на своих площадках огромное количество подписчиков.

    3) В-третьих, очень высокая скорость передачи информации, что позволяет получать и распространять информационные потоки в больших объемах и в течение очень короткого времени.

    4) В-четвертых, затруднение, а чаще всего невозможность контроля над Интернетом со стороны правоохранительных органов. Действительность такова, что технологии отслеживания и контроля за виртуальным пространством сегодня еще не являются достаточно эффективными. И дело не только в технологических процессах. Система бюрократических процедур сегодня мешает даже структурам Роскомнадзора вовремя реагировать и ограничивать вредоносный контент.

    На фоне этого актуальными способами распространения идеологии деструктивизма и экстремизма в молодежной среде становятся:

    1) Социальные сети и информационные порталы («ВКонтакте», «Фейсбук», «Медуза» и т. п.);

    2) Интернет - сообщества, тематические форумы («Привет со дна», «Группа смерти», «Тихий дом», «Киты», «Мре Китов», «Рина», «Беги или умри»);

    3) Интернет игры (так, например, в сети Интернет представителями националистических организаций создан ряд ресурсов, на которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения интернет - игр под общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Целью указанной игры является пропаганда идей национал-социализма).

    4) Еще одной формой распространения деструктивных экстремистских взглядов становится флешмоб - технология. Это новое явление, появившееся не более 10 лет назад и ставшее крайне популярным.

    Флешмоб - технологии широко применяются в рекламных компаниях как средство эффективного продвижения товаров, услуг и т. п. Однако их потенциал активно используют и представители различных деструктивно настроенных молодежных формирований.

    Причины привлекательности флешмоб - технологии для экстремистских и деструктивных организаций и движений кроются в следующем. Организация и проведение акций по флешмоб - технологии практически не подпадают под действие законодательства Российской Федерации. Их участникам можно предъявить лишь косвенные обвинения, связанные в основном с нарушением общественного порядка, а организаторы остаются вне поля административно - уголовной ответственности. Подготовка к проведению акций по флешмоб - технологии характеризуется высоким уровнем скрытности, что осложняет их своевременное выявление и предупреждение. Также затруднительно установить заказчиков и организаторов акций. Всегда существует возможность перерастания рядовой акции по флешмоб - технологии в экстремистскую или протестную путем осуществления заранее спланированных организационных мер и психологического воздействия на большое количество людей.

    Целевая аудитория акций по флешмоб - технологии — это наиболее активная часть населения — молодежь, у которой система жизненных ценностей еще до конца не сформировалась, ей традиционно присущи определенный нигилизм, переоценка собственных возможностей и желание самовыражения. Этим при умелом манипулировании могут эффективно воспользоваться экстремисты и политтехнологи в противоправных целях. Акции по флешмоб - технологии зачастую могут выполнять «детонирующую» функцию: немноголюдные поначалу, они в короткий промежуток времени вовлекаю в процесс посторонних людей — наблюдателей и прохожих, которые становятся сочувствующими. Распространенная в Сети информация, призыв к действию позволяет в короткие сроки собрать большие группы молодежи в определенном месте для проведения конкретных акций.

    Профилактическая работа по предотвращению распространения

    деструктивной идеологии в молодежной среде.

    В современных условиях существенно возрастает роль профилактической работы по предотвращению распространения деструктивной идеологии в молодежной среде. На сегодняшний день можно предложить несколько моделей, способствующих достижению данной цели:

    Первая модель — это модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.

    В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем. Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества институт.

    Предполагается, что государством и местным самоуправлением такие условия для подростка, которые существенно снижают проявления экстремистской активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодежных средств массовой информации (при полном обеспечении этими СМИ свободы печати), способных выполнять гражданскую и социализирующую функцию.

    Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодежных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодежи (квест - комнаты, блогерство, фотография, кроссфит, волонтерство, граффити, единоборства, участие в КВН, кемпинг, коллекционирование, скалолазание, спортивное ориентирование и т. п.).

    Вторая модель — модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур.

    В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодежных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодежных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.

    Сегодня именно молодежные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодежных субкультур. Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели:

    Во-первых, это деятельность ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодежных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска: альпинизм, паркур, сноуборд и т. д.

    Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодежное объединение, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодежи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодежи.

    Особое внимание необходимо обратить на работу с объединениями спортивных болельщиков. Фанатские спортивные объединения в определенной степени становятся носителями экстремистских настроений в молодежной среде. В этой связи необходима продуманная работа с данной категорией молодежи.

    Памятка

    для педагогов 

    1) Деструктивная идеология не является самостоятельным явлением: она берет свое начало в существующей системе ценностей, а интерпретация тех или иных положений, символов, терминов и идей исходной идеологии существенным образом меняется в деструктивной.

    Пример деструктивной идеологии: «Великое белое братство Юсмалос» - тоталитарная секта религиозного характера, активно действовавшая в 1990-х годах в Украине, России и других постсоветских государствах. Основу доктрины секты составляла компиляция различных религиозных учений: христианства, иудаизма, буддизма. К середине 1991 года большую часть верующих начали составлять несовершеннолетние и молодежь в возрасте до 20 лет. Деятельность секты имела ярко выраженный антисоциальный характер: «белые братья», открыто шли на конфронтацию, врывались в храмы и устраивали дебоши прямо в алтаре, бесчинствовали, срывали богослужения. Делалось это для того, чтобы разъяренные православные убивали адептов секты на месте, что якобы принесло бы последователям «Белого братства» возможность попасть на небеса в качестве «святых». В 2013 году в РФ по решению суда вся литература «Белого братства» была признана экстремистской.

    2) Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

    Группы молодежи наиболее уязвимые для деструктивных идеологий:

     

    - по полу — юношу;

    - по возрасту — возраст до 21 года;

    - по форме занятости — среди работающих;

    - по сферам производства — среди занятых в материальном производстве;

    - по категориям учащихся — среди школьников, обучающихся учреждений среднего профессионального образования, студентов ВУЗов.

    «Мотивы», используемые лицами для вовлечения молодежи в экстремистское движение:

    - чувство социальной несправедливости;

    - националистические идеи и убеждения;

    - патриотические идеи:

    - религиозные идеи;

    - политические идеи. 

    Основные способы распространения деструктивной идеологии среди несовершеннолетних

    Среди обилия распространяемого в социальных сетях контента подросток осуществляет поиск такого, который каким-то образом выделяется на фоне общего потока информации. Ориентация молодежи на поиск оригинального, непохожего находится в зоне пристального внимания производителей деструктивного контента. Задача очень конкретная, «захватить» внимание пользователя и тем самым создать условия для превращения деструктивного контента в фокус внимания молодого человека; заставить его об этом думать. Поэтому, та информация, которую публикует распространитель радикальных взглядов, должна отличаться своей новизной, остротой, непохожестью. Группой риска становится, в первую очередь, молодежь, для которой «киберпространство» стало привычной формой жизни.

    Эффекты влияния на ценностные ориентации молодежи

    кумиров молодежной моды

    Современная молодежь выбирает объект подражания по принципу заметен или не заметен этот персонаж на общем фоне, вопросы «добра и зла» в качестве аргумента не рассматриваются. Фигура кумира должна быть яркой, а какую идею она несет — для молодых людей не очень важно.

    Социальная справедливость

    Неудачи в учебе, личной жизни может восприниматься как острая социальная несправедливость и порождает желание обвинить в этом других, более успешных. Радикальный «проповедник» будет поддерживать такие настроения, объясняя это несправедливостью общественного строя, которое необходимо изменить. При этом сам текст обращения к слушателям будет носить предельно четкий, инструктивный характер.

    Цифровой продукт

    Цифровой продукт можно многократно продавать и распространять в Интернете без необходимости пополнять запасы. Среди всего разнообразие цифровых продуктов можно выделить онлайн - игры, которые в основе своей являются модифицированными версиями первых игр.

    В современных условиях онлайн - игры стали «надежным» способом распространения идей деструктивной идеологии. Особенность этого типа компьютерной игровой практики заключается в том, что в процессе игры человек ассоциирует себя с тем игровым персонажем, которым он управляет. Соответственно осуществление насилия как норма поведения игрового персонажа может способствовать развитию социальных запретов и привитию деструктивных моделей поведения в качестве нормы в реальности.

    Участники игры тратят на нее огромное количество времени, взаимодействуют друг с другом и могут продолжать общаться с единомышленниками и вне игрового процесса, образуя реальные социальные сообщества. Все это позволяет рассматривать онлайн - игры в качестве серьезного социального явления, оказывающего значительное воздействие на социальную практику, в том числе и ту, которая носит деструктивный характер.

    Основные психологические проблемы и особенности личности и поведения подростка «группы риска»

    1) Низкий эмоциональный интеллект — равнодушие к чужим переживаниям, неспособность разбираться в собственных эмоциях и управлять ими, завышенные и порой неадекватные требования к окружающему миру.

    2) Дефицитарность психики — неразвитость, незрелость, ограниченность внутриличностных ресурсов, имеющихся в поле доступа субъекта и необходимых ему для достижения поставленных целей или обеспечения собственного благополучия.

    3) Низкая фрустрационная толерантность — неспособность переносить неприятные чувства и стрессовые ситуации, конструктивно решать проблемы и брать на себя ответственность.

    4) Ригидность — неспособность корректировать собственную программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации, неготовность перестроить собственную схему активности, стойкая инертность заданных установок, стереотипность мыслительных процессов, недостаточная гибкость поведения.

    5) Отсутствие рефлексии — обращения человеком своего внимания на свое или чужое мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов.

    6) Неадекватная самооценка — завышенная или заниженная, неспособность трезво оценивать свои действия.

    7) Инфантильность — незрелость, отставание в развитии эмоционально - волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему.

    8) Манипуляции — деятельность с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в своих интересах.

    9) Избегание — уклонение (отказ, уход) от ситуаций и источников раздражающего воздействия.

    10) Примитивное, религиозно - фанатическое, поляризованное мировосприятие (бинарная система взглядов: добро - зло, черное - белое).

    11) Наличие слепой веры в правоту своего дела, а также убежденность в оправданности применения террора для достижения цели.

    12) Способность жертвовать своей жизнью, не задумываясь.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике