
В жизни каждого человека должен быть свой наставник,
который может помочь, научить чему-то, быть примером.
А.С. Макаренко
В 2024-2025 учебном году в школе работают 7 молодых специалистов: учителя географии, английского языка, русского языка и литературы, математики, биологии, физкультуры. За каждым из них закреплен наставник - высококвалифицированный педагогический работник.
Доказано, что сотрудничество педагогов – единомышленников разных поколений является лучшим способом их профессионально-личностного развития.
Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя с молодым специалистом по совершенствованию методики преподавания и знаний в области предметной специализации и организуется в соответствии с принципом «восхождения»:
- Профессиональная адаптация молодого педагога состоит из 2-х частей:
а) вхождение в должность – 1й месяц работы. Полное освоение молодым специалистом своих должностных обязанностей, хорошую ориентацию в деятельности школы; свобода действий. (Отв. Наставник и рук.ШМО);
б) раздел в плане «Работа в должности» - рассчитан на оставшийся период наставничества. Включаются следующие вопросы:
- изучение вопросов организации ОП;
- работа по освоению учебного предмета;
- самостоятельная работа по теме самообразования;
- работа по совершенствованию профессиональных ЗУН, компетентностей;
- участие в методических неделях, заседаниях МО.
По завершении периода адаптации наставник составляет заключение, в котором определяет эффективность адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности.
План работы наставника по адаптации
к педагогической деятельности
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок |
|
||
1.1. |
Изучение должностной инструкции учителя |
|
1.2. |
Подготовка информационных материалов (списки администрации; правила внутреннего распорядка; режим работы школы и т.п.) |
|
1.3. |
Составление плана работы по адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности |
|
|
||
2.1 |
Вводное ориентационное собеседование |
|
2.2. |
Ознакомление со школой и ее сотрудниками |
|
2.3. |
Ознакомление с учебным кабинетом |
|
2.4. |
Собеседование с председателем методического объединения и администрацией школы |
|
|
||
3.1. |
Совместная разработка системы учебных занятий по теме или отдельного занятия, внеклассного мероприятия |
|
3.2. |
Совместная подготовка и отбор дидактического материала для учебных занятий |
|
3.3. |
Посещение учебных занятий, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ |
|
3.4 |
Беседы с молодым специалистом по отдельным вопросам педагогики, методики преподавания |
|
3.5 |
Консультация по вопросам методики проведения внеклассного мероприятия |
|
3.6 |
Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения |
Учитель-наставник _________________________
Заключение
по итогам адаптации к педагогической деятельности
молодого специалиста
____________________________________________
(Ф.И.О., должность)
Период адаптации с______ по _____
Выполнены следующие виды работ:
- посещено учебных занятий, внеклассных мероприятий____________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- проведено тематических консультаций, бесед_____________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка прохождения первичной адаптации
Примерные критерии оценки |
Комментарии, отзыв |
Уровень соответствия профессиональной подготовки, квалификационным и должностным требованиям |
|
Степень освоения основных технологических процессов, уровень знания нормативных документов |
|
Освоение практических методов работы |
|
Эффективность взаимодействия с руководителем, коллегами |
Заключение:
- Период адаптации прошел успешно.
- Требуется дополнительная профподготовка по следующим направлениям:
а)
б)
в)
В День учителя каждому молодому специалисту была подарена «Тетрадь профессионального роста молодого педагога», которая призвана помочь молодому специалисту адаптироваться в ОО.
В декабре 2024 г. молодые специалисты и их наставники приняли активное участие в методической неделе молодого педагога в ОО города Иркутска «Первые шаги в профессии». Были даны открытые уроки, внеклассные мероприятия.
В школе проводится один раз в четверть «Школа молодого специалиста»
. В конце учебного года прошло заключительное заседание на тему «Мой первый год работы в школе», на котором учителя, работающие первый год в ОО, обменялись мнениями, определили успехи и трудности в педагогической деятельности, благодарили своих наставников.